Приемная: (4932) 23-47-05
Регистратура (прием анализов от населения): (4932) 23-42-15
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Школьный период является не менее важным в укреплении здоровья и рисков, связанных с питанием. Специалисты часто выявляют проблемы в питании детей школьного возраста (от 7 до 17 лет).
Последствия несбалансированной диеты, употребления некачественных и нерациональных продуктов для детского питания могут быть самыми плачевными. Ожирение, сахарный диабет 2 типа, болезни сердца и сосудов, патологии пищеварительной системы, задержка роста и развития, нарушение когнитивных способностей, подверженность инфекциям – вот неполный список проблем, которые возникают при пренебрежении гигиеной детского питания!

Много сладкого детям нельзя!

Вопрос о необходимости введения в рацион детей сладостей волнует многих родителей. Огромное разнообразие кондитерских изделий, конфет, сладких батончиков, реализуемых посредством вендинговых аппаратов, яркая упаковка и активная реклама мало кого оставят равнодушным. Чрезмерное употребление сладостей детьми многократно повышает риск развития таких заболеваний, как:
- кариес;
- сахарный диабет 2 типа;
- ожирение; аллергия;
- стоматит – воспаление слизистой полости рта; диспепсия органов ЖКТ;
- нарушение работы сердечно-сосудистой системы.

При систематическом употреблении продуктов с высоким содержанием сахара, особенно конфет для рассасывания и ирисок, в полости рта создается кислая среда, благоприятная для развития многих болезнетворных бактерий. А частицы сахара, застрявшие между зубами, в трещинах эмали — питательный субстрат для кариосогенных микробов. Рассасывание леденцов в больших количествах приводит к травматизации слизистой рта и языка, что провоцирует воспалительные изменения и легкое проникновение инфекционных агентов в ткани.

Шоколадные плитки, батончики, пирожные, печенье, особенно с добавками, обладают высокой калорийностью. При их изготовлении используют кондитерские жиры, ароматизаторы, консерванты, красители, усилители вкуса – вещества, которые крайне нежелательны для употребления человеком любого возраста. Добавки провоцируют аллергические реакции, а высокое содержание сахара нарушает жировой и углеводный обмен. Сладкие газированные напитки крайне вредны не только как источники простых сахаров и вредных добавок, но и как сильнейшие раздражители пищеварительной системы. Пузырьки газа провоцируют повышение кислотности желудочного сока, спазм желчного пузыря и желчевыводящих путей, протоков поджелудочной железы, провоцируют метеоризм. В кока-коле и аналогичных напитков содержание сахара десятикратно превышает норму.

Чрезмерное употребление шоколада, какао, кофе и других кофеиносодержащих продуктов и напитков вызывает временное повышение артериального давления, усиление работы сердца, приводит к нервно-психическому перенапряжению и повышенной возбудимости, истощая сердечно-сосудистую и нервную системы.

Высокие дозы простых сахаров, содержащихся в сладком, провоцируют гипергликемию – повышение глюкозы в крови. Напряженная работа поджелудочной железы по утилизации излишков сахара приводит к ее истощению. Одновременно рецепторы в тканях становятся нечувствительными к ее гормону — инсулину. Все это приводит к увеличению риска развития сахарного диабета и метаболического синдрома. Лишняя глюкоза запасается в организме в виде жировых отложений, провоцируя развитие алиментарного ожирения.

Но не стоит забывать, что глюкоза – важнейший энергетический субстрат для всех клеток детского организма. Без нее невозможна нормальная работа нервной системы, что особенно важно при обучении и освоении новых навыков, которые получают дети в школе. Кроме того, «сладкое» – источник гормона удовольствия, серотонина, который необходим ребенку из-за стресса, порой связанного с посещением школы.

В питание школьников допустимо включение сладостей в небольшом количестве. Покупные конфеты лучше заменить домашним зефиром, мармеладом, пастилой, сухофруктами, сладкими фруктами, желе, компотами и соками. Долю рафинированного сахара в рационе ребенка можно заменить медом, который богат фруктозой, микроэлементами и витаминами.

Осторожно – ожирение!

Ожирение детей школьного возраста — одна из актуальных проблем эндокринологии. В последнее время педиатрами отмечается тенденция к возрастанию числа больных со 2-3 степенью ожирения с развитием осложнений. Помимо наследственной предрасположенности, индивидуальных особенностей обмена веществ, сопутствующей провоцирующей патологии немаловажную роль в избыточной массе у детей играет неправильное и нерациональное питание.

Среди алиментарных причин развития ожирения у школьников выделяют:
- несоблюдение кратности приема пищи (менее 4 раз в день);
- еда за просмотром телевизора, гаджетов или чтением, приводящая к перееданию;
- доступность фаст-фудов и «ларечной» пищи;
- нерациональные и несбалансированные перекусы (чипсы, булочки, сладкие батончики, сухарики, снеки);
- злоупотребление сладкими газированными напитками, пакетированными соками;
- дефицит растительной клетчатки (отказ от употребления свежих фруктов и овощей);
- эмоциональное перенапряжение — «заедание стресса».

Погрешности в питании сочетаются с малоподвижным образом жизни современного подростка. Это связано не только с отсутствием желания заниматься физкультурой, но и с повышенными умственными нагрузками. Дети много времени проводят в статичном положении в школе, дома, выполняя домашнее задания, при подготовке к экзаменам.
Нерациональное питание с преобладанием высококалорийных легкоусвояемых продуктов и гиподинамия приводят к нарушению всех звеньев обмена веществ. Избыток углеводов, тугоплавких жиров, дефицит витаминов, минералов приводят к излишнему отложению жира в подкожной клетчатке и внутренних органах.

Неправильное питание — под ударом иммунитет!

Неправильное питание — под ударом иммунитет От неправильного питания страдает не только обмен веществ, но и защитная система организма. Пища — источник веществ, необходимых для образования клеток специфической и неспецифической защиты. Ожирение, нарушение работы органов пищеварительной системы, повреждение слизистой рта, ухудшение состояния кожи из-за нехватки витаминов, микроэлементов и нарушения углеводного обмена приводят к повреждению барьерных функций имммунной системы. При недостаточном поступлении в организм витаминов, белка, жирных кислот страдает иммунитет, что провоцирует высокую подверженность организма ребенка к заболеваниям вирусными и бактериальными инфекциями. Дети при нерациональном и дефицитном питании чаще и тяжелее болеют, период выздоровления у них занимает длительное время.

Среди школьников распространен дефицит витаминов (А, Е, С, В1, В2), кальция и микроэлементов (железа, цинка, селена и йода). Это ведет к значительной частоте возникновения у детей школьного возраста таких алиментарно-зависимых состояний как железодефицитная анемия, задержка роста (витамин А, цинк, йод), снижение способности к обучению (йод, железо, витамины В1, В2, В6) и т.д.
Дефицит йода на 30% повышает риск развития хронических заболеваний у школьников. Более того, в среднем, у каждого ребенка с зобом отмечается снижение слуховой и зрительной памяти, ухудшение способности к обучению, нарушение формирования личности.
Не менее существенные последствия имеет дефицит железа, который ведет к снижению умственной и физической работоспособности, ухудшая тем самым способность детей к обучению.
Недостаточное поступление с пищей витаминов-антиоксидантов (Е, С, А, β-каротина), цинка и селена ведет к нарушению антиоксидантного статуса организма, являющемуся одним из типовых патогенетических механизмов развития или осложнений многих заболеваний и, в частности, сахарного диабета, болезней кожи и суставов.
Дефицит ряда витаминов (А, Е, С), цинка и селена служат одной из причин снижения иммунного ответа, предопределяющего повышение чувствительности школьников к различным инфекциям.

Наблюдаются также частые нарушения работы желудочно-кишечного тракта, связанные с характером и режимом питания детей. Увеличивается количество хронических заболеваний пищеварительной системы. В развитии этой группы заболеваемости важную роль играют нарушения в режиме питания (связанные, в частности, с невозможностью получать горячее питание в школе) и его качестве (включение в состав рационов специй, бульонов, колбасных изделий недостаточно высокого качества, кулинарных жиров).

Потребности в питании значительно изменяются в зависимости от возраста, пола, условий жизни, вида деятельности школьника. Особенно большое значение для растущего организма имеет достаточное поступление полноценного белка. В рационах детей школьного возраста белки животного происхождения должны составлять не менее 50% от общего количества белка. В зависимости от нагрузки, условий жизни ребенка это соотношение желательно повышать до 60%, остальная часть покрывается за счет растительных белков (бобовые, крупы). За счет белков покрывается 14% энергетической потребности организма ребенка.

Детям школьного возраста необходимы полноценные жиры – сливочное, растительное масло, сыры, сметана. Жиры растительного происхождения должны составлять до 20% от общего количества жира рациона. За счет жиров удовлетворяется более 30% суточной энергетической потребности. В то же время избыток жира и белка в питании может привести к заболеваниям почек, печени, ожирению.

Потребность в углеводах относительно выше, чем в другие возрастные периоды, и зависит от возраста, состояния обменных процессов и в значительной степени от умственной и физической нагрузки. В рационе школьников углеводов должно быть в 4 раза больше, чем белков и жиров.

Потребность в энергии у школьников также определяется условиями жизни и обучения. Большие энергетические затраты отмечаются во время занятий физкультурой, спортом, различными трудовыми процессами, интенсивной умственной деятельностью. Особенно большие нагрузки испытывают дети, обучающиеся в специализированных школах спортивного профиля, с математическим уклоном.

Режим питания следует сохранить по прежнему расписанию, не менее 4-5 раз в день. При этом основная часть энергии и пищевых веществ приходится на первую половину дня.

В питании детских организованных коллективов (в школьных столовых и т.д.) запрещено использовать:
• фляжное, бочковое непастеризованное молоко без тепловой обработки (кипячение) перед употреблением;
• творог и сметану в натуральном виде без тепловой обработки;
• прокисшее молоко («самоквас»);
• макароны с мясным фаршем («по-флотски»), блинчики с мясом, студни, окрошки, паштеты, зельцы, форшмак;
• пирожные и торты с кремом;
• жареные во фритюре изделия (пирожки, пончики);
• продукты домашнего консервирования.

Детям не рекомендуются острые приправы (уксус, перец, горчица) и копчености. В питании детских коллективов должна использоваться только свежеприготовленная пища! Запрещено смешивать свежую пищу с остатками блюд, изготовленных в более ранние сроки того же дня, а тем более накануне.

Питание – одна из важнейших составляющих здоровья ребенка.
Поэтому организация правильного рациона у школьников – это первостепенная задача заботливых родителей.