Приемная: (4932) 23-47-05
Регистратура (прием анализов от населения): (4932) 23-42-15
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В последние годы распространена практика реализации дополнительного питания обучающихся через аппараты автоматической выдачи пищевых продуктов в потребительской упаковке – так называемые «вендинговые аппараты», при которых реализация пищевых продуктов осуществляется в условиях свободного выбора. При этом реализуемая продукция по качеству и безопасности должна соответствовать требованиям нормативных документов, санитарных правил, технических регламентов.

Итак, что такое вендинг?
Вендинг – продажа услуг и (или) товаров с помощью торговых автоматов (автоматизированных систем) Популярность вендинга объясняется простотой в использовании, широкой сферой применения, а так же очевидной привлекательностью в части экономии времени на совершение покупки. Опустил монету (купюру) – получил товар.
Ассортимент продукции для дополнительного питания утверждается руководителем образовательного учреждения и (или) руководителем организации общественного питания и согласовывается с органами Роспотребнадзора (п. 6.31 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»).

Могут ли дети самостоятельно совершать покупки в вендинговых аппаратах?
Дети, достигшие возраста шести лет и до достижения возраста четырнадцати лет считаются малолетними. За ними «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 30.11.1994 № 51-ФЗ закрепляет право совершать мелкие бытовые сделки, сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Как школа может организовать дополнительное питание?
Согласно ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся.
В соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России № 213н, Минобрнауки России № 178 от 11.03.2012 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений» для обучающихся и воспитанников образовательных учреждений рекомендуется организовывать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Интервалы между приемами пищи не следует превышать трех-четырех часов.
В образовательных учреждениях (кроме дошкольных) может осуществляться торговля пищевой продукцией с использованием торговых автоматов.
Следовательно, дети, остающиеся, например, на дополнительные занятия могут организовать свой перекус самостоятельно и не продолжать учебный процесс голодными.

Что можно продавать через торговые автоматы в школах?
В документах четко установлен исчерпывающий перечень продуктов, которые можно реализовывать посредством торговых автоматов в образовательных учреждениях. Этот перечень не может быть расширен инициативой предпринимателя или же решением администрации образовательного учреждения. Исходя из рекомендаций, в школах нельзя устанавливать не то, что автоматы с газировкой, но и с пирожками и пр.
Также нельзя реализовать напитки в розлив (наливным путем) через соответствующие торговые автоматы. Законодатель четко указал, что все напитки должны реализовываться только в индивидуальной упаковке (при этом указан объем упаковки и возможные варианты ее реализации). 

Ассортиментный перечень пищевых продуктов для автоматизированной торговли через торговые автоматы
В ассортиментный перечень пищевых продуктов для торговли через торговые автоматы могут включаться:
1. Молоко питьевое стерилизованное витаминизированное, в том числе с добавлением натуральных плодовых и ягодных наполнителей или соков (молочные коктейли витаминизированные), с массовой долей жира до 3,5%, не требующие особых условий хранения (срок годности установлен для температуры до +25°С), в асептической упаковке массой нетто до 250 г.
2. Стерилизованные (термизированные) продукты на основе йогурта, в том числе с добавлением натуральных плодовых и ягодных наполнителей или соков, с массовой долей жира до 4%, не требующие особых условий хранения (срок годности установлен для температуры до +25°С)
3. Творожные изделия (продукты), в том числе с добавлением натуральных плодовых и ягодных наполнителей или соков, с массовой долей жира до 10%, не требующие особых условий хранения (срок годности установлен для температуры до +25°С), в индивидуальной потребительской упаковке массой нетто до 125 г, с приложением пластмассовых ложечек.
4. Вода питьевая негазированная высшей категории в упаковке емкостью до 0,5 л.
5. Напитки безалкогольные негазированные витаминизированные или сокосодержащие (кроме тонизирующих) в алюминиевых банках, полипропиленовых или ПЭТ-бутылках емкостью до 0,5 л.
6. Соки и нектары, фруктовые и овощные натуральные (восстановленные витаминизированные или прямого отжима, без соли, консервантов и искусственных ароматизаторов) в индивидуальной потребительской упаковке из полимерного или комбинированного материала емкостью до 0,33 л.
Через аппараты для автоматической выдачи пищевых продуктов в потребительской таре допускается реализация соков, нектаров, стерилизованного молока и молочных напитков емкостью упаковки не более 350 мл; бутилированной питьевой воды без газа емкостью не более 500 мл, при соблюдении условий хранения продукции.
Примерное меню разрабатывается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим питание в образовательном учреждении и согласовывается руководителями образовательного учреждения и территориального органа исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Что запрещено продавать в школе?
СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» содержит перечень продуктов и блюд, которые не допускаются для реализации в организациях общественного питания образовательных учреждений.
В него входят:
– Пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности.
– Сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы.
– Жареные во фритюре пищевые продукты и изделия;
– Уксус, горчица, хрен, перец острый (красный, черный) и другие острые (жгучие) приправы.
– Острые соусы, кетчупы, майонез, закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты.
– Кофе натуральный; тонизирующие, в том числе энергетические напитки, алкоголь.
– Молочные продукты и мороженое на основе растительных жиров.
– Жевательная резинка.
– Карамель, в том числе леденцовая.
– Закусочные консервы.
– Прочие продукты (с полным списком можно ознакомиться в приложении 7 к СанПиН 2.4.5.2409-08).

Требования к торговле в образовательных учреждениях пищевыми продуктами с использованием торговых автоматов
В образовательных учреждениях допускается торговля пищевых продуктов с использованием торговых автоматов с учетом требований СанПиН 2.4.5.2409-08.
Основу ассортимента пищевых продуктов, реализуемых с помощью торговых автоматов, должны составлять пищевые продукты с повышенной пищевой и биологической ценностью, обогащенные незаменимыми пищевыми веществами (витаминами, минеральными веществами, полиненасыщенными жирными кислотами, белком).ть
Реализация горячих напитков с использованием торговых автоматов осуществляется только в помещениях, оборудованных для приема пищи (СанПиН 2.4.4.1251-03).
Если в школьном торговом автомате реализуются чипсы и сухарики, то такая торговля незаконна. Кроме того, помимо согласования ассортимента с Роспотребнадзором, копия этого согласования должна висеть на торговом автомате. Как и информация о продавце. У администрации школы должны быть в наличии все эти документы и документы с сертификатами на продукцию.

При появлении в школе торговых автоматов родители могут предпринять несколько шагов:
1. Обратиться в местное подразделение Роспотребнадзора, и выяснить, согласован ли ассортимент торгового автомата с ним. Если же нет, потребовать провести проверку. Провести проверку помещения, где установлен торговый автомат (СанПиН 2.4.4.1251-03).
Согласно проекту государственного стандарта питания детей в школьных буфетах и в торговых автоматах:
«Основу ассортимента пищевых продуктов, реализуемых с помощью торговых автоматов, должны составлять пищевые продукты с повышенной пищевой и биологической ценностью, обогащенные незаменимыми пищевыми веществами (витаминами, минеральными веществами, полиненасыщенными жирными кислотами, белком)», – сказано в документе.
Все пищевые продукты, в том числе кулинарная продукция, используемые в питании обучающихся и воспитанников в образовательном учреждении, должны соответствовать действующим в Российской Федерации гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продуктов питания согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.3.2.1940-05, СанПиН 2.3.2.1078-01.
При определении места установки автомата в образовательном учреждении необходимо учесть, что нельзя размещать торговый автомат в проходах, уменьшать полезную площадь рекреаций, холлов, коридоров, должен быть обеспечен свободный доступ к нему, не ограничивая потоки движения учеников.
Образовательная организация обязана предусмотреть в обязательствах обслуживающей их организации вопросы проведения санитарной обработки внутренних поверхностей автоматов и контроль за качеством, сроками годности и условиями хранения реализуемой продукции, режим заправки, а также контроль документов о качестве и безопасности продукции.
При решении администрации школы об установке торгового автомата необходимо также учитывать мнение родительской общественности по данному вопросу.
Принятие решения об установке торгового аппарата остается за руководителем образовательного учреждения. Решение должно быть взвешенным, с учетом всех достоинств и недостатков такой организации дополнительного питания, с учетом фактически имеющейся организации питания в школе и охватом питанием учащихся. Все актуальные вопросы следует обсудить с родительским комитетом и предусмотреть их выполнение в договорах с организатором питания.
2. Обратиться в прокуратуру города на предмет:
Выяснений обстоятельств, на каких условиях был установлен торговый автомат в государственном учреждении и был ли объявлен соответствующий конкурс (аукцион) на установку вендинговых автоматов в школах города (в соответствии со 165-м Постановлением Правительства РФ).
Размещены ли на автомате контакты организации, и согласование от Роспотребнадзора, установившей торговый автомат. Телефоны служб куда обращаться, если автомат не выдал покупку, не выдает чек, и каковы условия возврата денег.
Проверить ценообразование в вендинговом автомате, на рынке школьного питания любая структура – ГУП или частная компания имеет право на наценку не выше 60%.
«Закон о защите прав потребителей» Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах).
3. Обратиться в налоговую на предмет выдачи фискальных или товарных чеков.
С 1 апреля 2014 года организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие мелкорозничную торговлю посредством торговых автоматов, должны использовать контрольно-кассовую технику (ККТ) в случае применения УСН и обеспечивать выдачу чеков по требованию покупателя в случае применения ЕНВД или Патентной системы. Обоснование этому – Национальный стандарт РФ «ГОСТ Р 51303-2013. Торговля. Термины и определения» и Федеральный закон о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт.
4. Обратиться в администрацию школы на предмет согласования установки и ассортимента торгового автомата с родительскими комитетами (проведение общего собрания).

Операторам, работающим в школах, стоит не забывать о том, что «политика двойных стандартов», может сработать и в обратную сторону. И если «чужие дети» это не важно, на фоне собственных заработков, то может получится так, что никого не будет волновать, что вендинг это единственный источник ваших доходов, при обращении в налоговую или в прокуратуру.
Резюмируя изложенную информацию, можно сказать, что ассортимент, представленный в вендинговых аппаратах установленных в школах, как и примерное меню, разрабатывается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим питание в образовательном учреждении и согласовывается руководителями образовательного учреждения и территориального органа исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. В обслуживание вендингового аппарата должны входить контроль за качеством реализуемой продукции, контроль сроков годности и поддержание чистоты. Законодательство предусматривает перечень недопустимой к реализации на территории школы продукции и дает рекомендации по возможному наполнению аппаратов. При принятии решения об установке вендингового аппарата руководство должно учитывать мнение родителей или законных представителей обучающихся. Данное решение должно выноситься с учетом плюсов и минусов такой организации питания.
Очевидно, что товар из вендингового аппарата не сможет заменить полноценный горячий обед, однако такой перекус поможет ребенку не остаться голодным в течение учебного времени.